Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
Личный кабинет

Образовательная деятельность

/ 11.12.2012

Образование
Главное богатство института – кадры. Кадровый состав, обеспечивающий учебный процесс вуза, – доктора наук (профессора), кандидаты наук (доценты), высокопрофессиональные руководители организаций города. Отрадно осознавать, что многие молодые кандидаты наук являются нашими выпускниками, теперь они ведут успешную преподавательскую деятельность на кафедрах вуза, о серьезных перспективах которого говорит и то, что средний возраст преподавателей кафедр – 38 лет.


За 16 лет активной и успешной работы РИ (филиал) АлтГУ стал в нашем городе наиболее конкурентоспособным на рынке высшего профессионального образования: с момента создания и по сегодняшний день институт завоевывает все большую его долю. Значительный интеллектуальный потенциал молодого и талантливого профессорско-преподавательского коллектива института, уникальные возможности для инноваций в образовании позволяют нам сосредоточиться на приоритетных направлениях развития российского образования.

Следуя своей миссии, которая заключается в том, чтобы нести знания, готовить высококлассных специалистов и эффективно реализовывать нововведения в сфере науки и высшего образования, наш вуз успешно движется к поставленной цели – стать научно-образовательным центром города Рубцовска. За 16 лет более 6000 наших выпускников получили дипломы о высшем и среднем профессиональном образовании, более 11000 – дополнительное профессиональное образование в виде повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Непосредственная реализация образовательных программ осуществляется в институте кафедрами экономики, менеджмента, математики и прикладной информатики, юриспруденции, общественных дисциплин, психологии.

Внедрение результатов учебно-исследовательской работы студентов и инновационных технологий в учебный процесс обеспечивает учебно-лабораторная база Института, в составе которой криминалистическая лаборатория, комплексная лаборатория электротехники и вычислительной техники, лаборатория физики, лаборатория товароведения и экспертизы товаров, лаборатория модульного конструирования средств вычислительной техники, учебно-методический кабинет по специальности «История».

Использование новых образовательных технологий, в том числе информационных, является приоритетным в управлении учебным процессом нашего института. Балльно-рейтинговые технологии, действующие в системе обучения студентов всех специальностей, учитываются при составлении учебно-методических комплексов по всем дисциплинам кафедр. Данная технология позволяет активизировать и систематизировать самостоятельную работу студентов.

Результаты учебной деятельности студентов, методическая и организационная поддержка образовательного процесса, новые технологии обучения отражаются на портале института. В РИ (филиале) АлтГУ создано единое информационное пространство, объединяющее образовательные, кадровые и бухгалтерские процессы.

Поскольку осуществление профессиональной подготовки студентов предполагает компетентностный подход, в период перехода на двухуровневую систему обучения преподавателями всех кафедр нашего института создаются паспорта компетенций для специальностей среднего профессионального образования и направлений бакалавриата. В институте введено понятие «организуемая самостоятельная работа студентов», означающее, что по каждой учебной дисциплине предусмотрено получение студентами индивидуального задания для самостоятельного выполнения с обязательной консультативной помощью и последующей проверкой преподавателем, а также консультации преподавателей кафедр, которые составляют не менее 4 часов в неделю.

На сенсорных экранах, расположенных в двух учебных корпусах, студенты института могут познакомиться с расписанием занятий, консультаций, графиками учебного процесса, результатами балльно-рейтинговых технологий и т.д. За последние годы в институте, помимо 7 компьютерных учебных классов и классов свободного доступа студентов, появились 3 «мобильных» класса ноутбуков и мультимедийный класс, в двух корпусах задействованы в учебном процессе 6 видеопроекторов и интерактивная панель. Институт обеспечивает студентам и преподавателям постоянный бесплатный доступ в Интернет и к расширенным версиям правовых систем «Консультант-плюс» и «Гарант».

Созданная в институте автоматизированная библиотечная система «Чибис» имеет все возможности для того, чтобы стать ядром учебного процесса. Система создана для автоматизации всех процессов работы библиотеки на основе взаимосвязанного функционирования различных модулей. Это система комплексной автоматизации библиотечных процессов от создания библиографии до учета читателей и книговыдачи. В настоящее время решается вопрос о вхождении библиотеки института в корпоративную библиотечную сеть Алтайского края с ежемесячным обновлением аналитических росписей статей из краевой библиотеки г. Барнаула, библиотеки Алтайского государственного университета, библиотеки Барнаульской государственной педагогической академии, Центральной библиотеки г. Рубцовска. В библиотеке института используется технология обслуживания студентов за счет введения штрихового кодирования книг и читательских билетов, что позволяет урегулировать процесс обслуживания студентов как в читальном зале, так и на абонементе.

С 2005 г. Рубцовский институт (филиал) Алтайского госуниверситета регулярно участвует в эксперименте Национального аккредитационного агентства в сфере образования «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования» (ФЭПО), что позволяет осуществлять внешнюю оценку уровня подготовки студентов по учебным дисциплинам в части соответствия требованиям ГОС ВПО и СПО. Все эти годы студенты всех специальностей института показывают высокий уровень знаний по дисциплинам.

Практика студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса. Студенты института успешно проходят практику на предприятиях и в организациях нашего города, Алтайского края и Сибири, что гарантирует их дальнейшее трудоустройство. Наши выпускники успешно трудятся на предприятиях города, края, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Главной задачей, стоящей перед вузом все эти годы, является повышение качества образования студентов. Этому способствует существующая в институте система менеджмента качества образования (СМК). Основными задачами СМК, реализуемыми в настоящее время, являются:

1) управление качеством образовательного процесса и постоянное совершенствование системы управления качеством подготовки специалистов;
2) сбор информации и создание автоматизированного банка показателей качества подготовки специалистов в РИ (филиале) АлтГУ;
3) разработка информационно-аналитических материалов по проблемам качества образования, организация и проведение мероприятий по их распространению;
4) аудиторские проверки качества учебного процесса (ежегодное самообследование). Проведение мониторинговых исследований качественных показателей подготовки специалистов и функционирования учебного процесса.

Итоговая государственная аттестация студентов показывает достаточно высокий уровень знаний наших выпускников, тематика выпускных квалификационных работ весьма разнообразна и отражает весь спектр будущей профессиональной деятельности выпускников всех специальностей. Как правило, дипломные работы (проекты) выполняются на эмпирическом материале учреждений, предприятий и организаций г. Рубцовска, где выпускники проходят производственную и преддипломную практики.

В настоящее время наиболее актуальной является идея опережающего обучения, сформулированная в Концепции информатизации сферы образования РФ. Одной из форм обучения, которая позволяет реализовать данную идею в институте, является учебное предприятие.

Учебное предприятие – это сочетание реальных и условных (виртуальных) процессов, моделирующих деятельность действующего предприятия таким образом, что одна часть внутренних производственных процессов осуществляется теоретически, а коммерческие операции, документооборот, задачи по менеджменту, маркетингу, учету и контролю – на практике.

Стратегическими целями учебного предприятия являются адаптация будущих специалистов к работе в реальных условиях рыночных отношений; проведение практик, особенно при подготовке специалистов экономического профиля; повышение качества подготовки специалистов.

Учебное предприятие функционирует в нашем вузе с 2006 года. Один проект был завершен. В настоящее время в институте действуют учебные предприятия по производству хлебобулочных изделий, производству пластиковых окон и оказанию консалтинговых услуг. В конце каждого учебного года проводится анализ деятельности фирмы, подводятся итоги по отделам для того, чтобы студенты понимали ответственность за работу своих подразделений. Все результаты деятельности учебных предприятий представлены на образовательном портале института в разделе «Новые технологии в образовании».

Большое развитие за годы существования нашего вуза получило дополнительное профессиональное образование, осуществляемое центром дополнительного образования института и центрами дополнительного образования при кафедрах.

«Бизнес – центр» при кафедре менеджмента обеспечивает подготовку по направлениям дополнительного профессионального образования, связанным с организацией предпринимательской деятельности (бизнес-планирование и т.д.), маркетингом по отраслям, менеджментом (самоменеджментом), организацией рекламы и увеличением продаж.

Авторизованный учебный центр «1С» при кафедре экономики – один из самых успешных учебных центров в нашем городе по обучению пользователей прикладным программам фирмы «1С». С гордостью можем отметить, что на сегодняшний день преподаватели института имеют все необходимые сертификаты, дающие право на ведение курсов «1С: Предприятие» и подтверждающие их высокую квалификацию. Студенты различных специальностей обучаются в центре «1С» параллельно с основным образованием. Для студентов, уже владеющих навыками работы с программой «1С: Предприятие 8», предусмотрены курсы подготовки к сертификации, по окончании которых и при успешной сдаче экзамена в режиме оn-line фирмой «1С» (г. Москва) выдается сертификат. Преподаватели центра «1С» успешно сотрудничают с центром занятости нашего города: обучают безработных граждан для дальнейшего трудоустройства, проводят занятия по бухгалтерскому учету и программам «1С». Центр «1С» имеет большой опыт в переподготовке слушателей по специальности «Бухгалтер современного предприятия» с выдачей диплома государственного образца.

Создание в 2008 г. лингвистического центра «Логос» сразу ознаменовалось его мощным развитием, открытием школы по изучению английского языка. В настоящее время центр насчитывает почти 40 групп слушателей разного возраста, начиная с 6 лет. Переходя, можно сказать, «из класса в класс», учащиеся осваивают новый, более продвинутый, уровень знания языка. Проводимые совместно с родителями учеников праздники и различные мероприятия, связанные с изучением иностранного языка, превратили «Логос» в настоящую школу, союз единомышленников. «Логос» предлагает различный спектр языковых курсов: от краткосрочных, призванных, например, изучить язык в объеме, необходимом для путешествия за границу, и длительных – для углубленного изучения языка.

Положительный опыт центра «Логос» был положен в основу «IT – школы», созданной на базе центра информационных технологий (ЦИТ) при кафедре математики и прикладной информатики для школьников нашего города в возрасте от 6 лет и старше. Школа существует всего один год и уже насчитывает 9 групп слушателей. Первый уровень обучения обеспечивает начальные знания по математике, логике и простейшие знания по информатике. Затем учащиеся получают базовые знания по информатике, изучают основы информационных технологий, языков программирования, устройство компьютера и методы его модернизации. Помимо «IT – школы», ЦИТ предлагает целый спектр курсов, обеспечивающих получение знаний в области информатизации и языков программирования. Хочется отметить большое количество слушателей из числа пенсионеров нашего города, желающих получить компьютерные знания. За последние два года преподаватели центра обучили немало таких групп.

В следующем учебном году мы будем переходить, как и все вузы России, на двухуровневую систему образования и осуществлять набор на высшее профессиональное образование – бакалавриат – по лицензированным у нас в вузе направлениям. При этом мы будем продолжать готовить ранее поступивших специалистов. Впереди сложный, но достаточно интересный год для нашего института, так как в такие переходные периоды всегда появляются и внедряются новые методы и технологии обучения.